На Лягушке к фьордам
У нас давно зрела мечта – посетить Скандинавию на своей машине.
И когда норвежские друзья пригласили в гости, с радостью собрались в путь.
Путешествие обещало быть интересным, тем более, что маршрут пролегал через три страны -
Финляндию, Швецию и Норвегию. Ехать предполагалось большой компанией - мы вдвоем на
Матизе и два микроавтобуса с друзьями и знакомыми.
Первым делом поставили зимнюю нешипованную резину (с шипами в Финляндию путь заказан вплоть до 1 декабря),
как оказалась, очень предусмотрительно. Визы получили без проблем, застраховали здоровье
и приобрели «зеленую карту» на авто (международный вариант ОСАГО). Кстати, узнали, сколько
по-справедливости должно стоить обязательное страхование в России – 120 рублей.
Именно столько стоила бы «зеленка» с нашими суммами покрытия.
Для желающих посчитать самостоятельно: стоимость «зеленой карты» - 250 рублей на 15 дней (6.000 рублей в год),
покрытие по здоровью – 350.000 евро (почти 13 миллионов рублей), покрытие по авто – 200.000 евро
(более 7 миллионов рублей).
Выехали днем, чтобы успеть пройти таможню в Салле. До пропускного пункта было 300 километров,
однако последние 50 преодолевали больше часа - дорога напоминала танковый полигон. За Россию было,
мягко говоря, стыдно: эта «трасса» - первое, что видят иностранцы в России. Забегая вперед:
на обратном пути мы видели на этом участке аж две аварии, в обоих случаях водителей просто
«сносило» в кювет с пустой дороги.
На российской таможне мы оказались к 9 вечера. Время было позднее, «трясти» нас было лень и доблестные
таможенники ограничились осмотром машины. Впрочем, сама процедура заняла почти полчаса. После таможни
быстро отоварились спиртным в такс-фри и - скорее к финнам. На финской стороне нам, задав пару вопросов
и сфотографировав машину мобильным телефоном, быстро проставили штампы и пожелали счастливого пути. Заняло это 5 минут.
И вот, наконец, заграница. Бак почти пустой (на российской заправке при таможне закончился бензин по 22 рубля
за литр, впрочем из той грязной цистерны мы бы и бесплатно побоялись заправляться). Обнадеживает, что через
30 километров – Салла (т.е. сам населенный пункт). Вечер, темно, все финны сидят по домам,
заправка – только автоматическая, на финском языке. Скармливаем колонке 20 евро (по 1,2 евро за литр)
и, понажимав по наитию кнопочки, получаем почти 17 литров 95-го. Сразу возникло ощущение, что машинке
«поддали газу», хотя в России мы заправляемся исключительно на приличных заправках.
Вопреки опасениям, ограничения скорости вполне щадящие – в среднем 100 км/час. И пошли мы наматывать километры...
Кемиярви, Рованиеми (недалеко от которого живет местный Санта), наконец - Пелло. Течет через город река – западный
берег финский, восточный – шведский. А на мосту – таможня. Впрочем, ночь, все спят, шлагбаумы нараспашку.
От финской границы пройдено 250 километров.
В Швеции удалось немного разогнаться – до разрешенных 110 км/час. Пошли влажные низины и... широкие полосы густого,
как кисель тумана. И тут начались аттракционы, да все по нарастающей. Сначала перед нами дорогу перескакал заяц.
Затем был матерый лось, стоящий на обочине. Сильное ощущение, скажу вам – ночью на скорости 110 км/час увидеть
впереди огромную серую тушу! Тормозили «в пол» - вещи летали по салону, мы сами повисли на ремнях... а лось как
раз решил переходить через дорогу. К счастью, управляемость нашей машинки была на высоте и мы смогли увернуться
от непосредственного знакомства с филейной частью животного. Всего 10 сантиметров отделяло нас от разбитого
в хлам авто и лося без задних ног.
Приятно возбужденные встречей с лосем (что, по словам старожилов, большая редкость даже в Скандинавии),
мы припали к автоматической заправке, принимающей карты ВИЗА. Причем колонка, приняв карту (и запросив пин-код),
тут же отдала ее обратно. Никаких прочих разумных действий она не предпринимала, поэтому была предпринята попытка
наполнить бак, что с успехом и было произведено. Тут-то мы испугались, что злобное устройство сняло все деньги
с карточки (долларов эдак 200) и теперь будет всем желающим предоставлять бензин на эту сумму.
К счастью, как выяснилось позже, колонка оказалась доброй и справедливой, а списание денег со счета
происходило по факту налива :)
Привал мы решили сделать в Кируне (220 км от Пелло). По пути, уже по-привычке, провели лосиный тест с тремя оленями,
гуляющими в темноте по дороге. По сравнению с лосем – фигня! Сделали наблюдение, что количество встречаемого «мяса»
растет, исходя из общего веса.
Три часа утра. Мы в Кируне. «Зарулили» на стоянку около какого-то заводика и устроили
«тихий час», который продлился до восьми утра, когда на работу начали прибывать шведы, озадаченные занятостью
машиномест. Надо было видеть их лица, когда они узревали на своей стоянке три машины с туристами, которые
оживленно принимали пищу, курили и совершали утреннюю зарядку. Наверняка, не один из них подумал «наверное,
эти русские будут на нашей стоянке жить». Но, разочаровав шведов, мы быстро собрались и поехали на заправку
Статойл. В Швеции, как и в России, двоеденежье – шведские кроны и евро, которые все принимают, но сдачу дают
в кронах (которые затем приходится тратить на всякую чепуху типа лакричных конфет). Бензин чуть подешевле – 1,12 евро
за литр.
Наши снова отличились в мини-супермаркете, где в течение часа почти вся наша группа (18 человек) по очереди занимала
туалет и совершала утренние гигиенические процедуры, причем две женщины умудрились даже вымыть голову.
Продавцы были в полуобмороке от массы впечатлений.
От Кируны дорога пошла в гору, параллельно железной дороге, которую давным-давно строили заключенные
(почти как у нас). «Железкой» активно пользуются, одно время мы даже ехали наперегонки с поездом.
Места там очень ветреные, поэтому регулярно встречаются огромные ветрогенераторы (с размахом лопастей
в несколько метров). Впечатляет. В горах начинаются заповедные места, указатели регулярно зазывают
на горнолыжные базы итп. Буйство осенних красок просто завораживает – как будто художник-пуантилист
нанес яркие мазки прямо на гору – красные, желтые, зеленые. Не выдержав такой красоты, мы остановились
у одного водопада, узким ущельем прорезающего скалу. Для удобства туристов в самых интересных местах
есть дорожки и поручни – такой вот безопасный экстрим.
Но вот, наконец, и граница с Норвегией, местечко с забавным названием Риксегрансен. Таможенникам мы совершенно
не интересны, поэтому проезжаем терминал без остановки. Пройдено 350 километров от шведской границы
(всего – 900 км). Голые скалы, небольшие озера... и прямо на камнях прихотливо стоят современные дома
с панорамными окнами. Только представьте – встаете вы утром, а вокруг горы… Полное единение человека
и природы, да еще со всеми удобствами. Скажу честно – этому стОит завидовать, но такого у нас не будет,
по крайней мере, ближайшие 100 лет. Нет, построить такой дом можно и у нас, только сожгут его, разграбят,
либо, как минимум, панорамные стекла повыбивают в первый же год. Почему-то в России достаток соседа вызывает
не желание достичь того же, а ненависть «к буржуям» - пусть даже этот «буржуй» трудится рядом с тобой.
Спуск с перевала недлинен, но достаточно извилист и дает заряд адреналина, особенно в дождь.
30 километров – и мы выезжаем к фьордам. Самые красивые фьорды в Норвегии – на Севере, но и здесь прихотливо
изрезанные крутые берега, золотая листва и голубое море впечатляют. Остроконечные горы подступают почти
к самому берегу. Большинство городов в Норвегии так и расположены – вдоль береговой линии, между морем и горами.
Дороги в Норвегии – лучшие в Скандинавии. Узкие, но очень качественные, с идеальной разметкой
(в опасных местах – с рельефной разметкой обочин и разделительных, издающей шум при наезде колесом),
в поворотах немного наклонены к центру для удобства их прохождения. Ограничение скорости вне города – 80 км/час,
но на извилистых дорожках даже на такой скорости получаешь огромное удовольствие от вождения. Кстати,
недалеко от Харстада я нашел трассу «Осенние ветра» из игрушки NeedForSpeed (точнее, ее реальный прообраз).
Еще 120 километров наслаждения – и мы прибываем в конечный пункт нашего путешествия – в Харстад.
Именно здесь живут наши друзья, и здесь мы будем жить три дня. Пройдено 1050 километров, из них 300 – по России,
250 – по Финляндии, 350 – по Швеции, 150 – по Норвегии.
Если проехать на запад еще километров 250-300, можно попасть на Лофотенские острова – говорят,
там очень-очень красиво… Но, увы, в эту поездку времени на них нет.
Продолжение следует...